Западно-Сибирская Академия Джедай
Статьи

А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим!
Из советской песни

Сразу скажу – не читайте эту статью. Если вы считаете, что занимаетесь «боевым искусством» в его ролевой реинкарнации и вашей покрытой шишками голове нравится словосочетание «боевая эффективность», то вы не найдете здесь ничего полезного. Никого не хочу обидеть, просто накипело. Я постараюсь убедить вас, что побеждать в поединках на тренировках – глупое и бесполезное занятие, что выигрыш – это плохо. Абсурд? Пару-тройку лет назад я и сам так считал. Ряд событий заставил меня изменить свое мнение. Первой и главной причиной был мой уход в тренерскую работу в Академии, второй – занятие фехтованием как видом спорта, третьей – знакомство и совместные тренировки с некоторыми ролевыми фехтовальщиками (соблюдая политкорректность, в этом словосочетании не буду брать слово «фехтовальщики» в кавычки).

Так как я полновластный Властелин своей статьи (а чем еще потешить болезненное хоббитское самолюбие?), то позволю себе проехаться по «термину» «боевая эффективность». Уверенно заявляю, господа – таковой не существует.

Любая система фехтования представляет собой набор всяческих ограничений; на то она, собственно, и система, а не палкомахательство. И, прошу обратить внимание, чем серьезнее система фехтования, тем больше ограничений. Я намеренно не буду рассматривать уровень величайших мастеров - готов допустить, что все свои знания они получили прямым скачиванием из ноутбука Дарта Вейдера, но мы-то с вами простые смертные, верно?

Моя личная градация такова: на самой верхушке находятся Кен-до, Кен-дзюцу, европейская сабля и, разумеется, шпаги/рапиры. Ниже я помещаю серьезные истфеховские школы (типа зареченской) и саберфайтинг, на самом низу – ролевое фехтование. Если кто-нибудь не поленится построить диаграмму, то на ней можно будет наблюдать ужесточение правил, более строгую стандартизацию приемов, систему подготовки и т.д. Думаю, легко проследить деградацию правил от строгих зон поражения в Кен-до до «пожалуйста, не бей в голову» в ролевизме.

К чему столь долгое вступление? К тому, что боевая эффективность требуется только в боевой ситуации. Боевая же ситуация у человека с мечом в руке может образоваться только при непосредственном контакте с ножевиками-гопниками. Во всех остальных случаях – на тренировках, турнирах, играх – ситуация условно-боевая.

В чем разница? Приведу пример. Многие товарищи с пеной у рта доказывают наличие «боевой эффективности» у щитников в целом и у больших (и очень больших) щитов в частности. Наверняка вы слышали такие заявления от любого ролевика. Эффективность же тут только условно-боевая, потому как

  • Щит не разрубается и не прокалывается
  • В щит нельзя пинать, потому как щитнику очень дороги его зубы

Зато щитники с удовольствием готовы бить и толкать щитом. То есть, самые эффективные приемы борьбы со щитниками сознательно отсекаются. Чувствуете разницу?

Эффективно лишь то, что направлено на убийство противника или его «отрубание с концами». Вам оно надо? Реальных боев насмерть на мечах сейчас ведь, слава Эру, нет.

Делаю вывод – любая эффективность может быть только «условно-боевой» в рамках определенных правил. Если правил нет – что ж, травматологический диспансер к вашим услугам.

Теперь о более важном, о психологическом настрое. Даже если файт для вас – дело всей жизни, не стоит считать, что вы должны выигрывать каждую схватку. Более того, что вы вообще должны выигрывать. Понимаю, что пишу прямо противоположно тому, что вам ежедневно нашептывает гордыня на ухо и наступаю на любимую мозоль всем, кто с помощью «побед» самоутверждается и «повышает самооценку». Но иначе, на мой взгляд, нельзя. Человек, привыкший побеждать, при любом проигрыше получает значительную психологическую травму. Победа же становится для него обыденностью и не приносит положительных эмоций. Замкнутый круг.

Мне известны случаи, когда человек уже не получает удовольствия от побед, «психует» и бьется головой о стенку при проигрышах, но при этом уже настолько «подсел» на файт, что не может бросить. Таких людей можно встретить в любой ролевой (и не только) тусовке. Их цель – побеждать всегда. И, что самое печальное, они вешают подобную лапшу на уши новичкам (типа «действуй как в реальном бою»), стремясь, подобно наркоманам, увеличить число подобных себе. И иногда у них это, увы, получается – такой метод боя одного новичка против другого несомненно принесет победу более жестокому «бойцу»: второй-то, в отличие от него, нормальный человек и не хочет ни наносить травмы, ни убивать «по жизни». Даже излишняя осторожность (переходящая в неуверенность) новичка лучше безрассудного пропеллера из меча над головой.

Я хочу рассмотреть механизм и «систему» боя философии «победа любой ценой» а также причины ее появления. Вот с них-то я и начну.

Все упирается в единственный вопрос – зачем вы пришли на саберфайтинг (если пришли)? Если обобщить, то зачем вы занимаетесь фехтованием или тем палкомахательством, что ролевики выдают за фехтование? Однажды слышал даже утверждение, что ролевый бой щитников – боевое искусство. Я промолчу, господа. Думайте сами.

Вне зависимости от того, как вы для себя объясняете цель ваших занятий, есть 2 основные причины вашего появления здесь. Одна разумна, другая нет. Первая – это самосовершенствование в определенной области, будь это постановочные выступления, акробатика, техника саберфайтинга или просто улучшение физической формы. Вторая – это кажущееся лечение ваших комплексов неполноценности путем ваших «побед». Побеждая другого человека, такой «боец» возвеличивает себя в своих собственных глазах. «Поединщики чистой воды» склонны зачастую прикрываться бреднями о «боевой эффективности», «бойцовскости». Доходит даже до утверждений типа «мы – бойцы» с высоты 1-2-хлетнего опыта махания чем-либо. А теперь попробую раскрыть механизм «тренировки» по этой «системе».

У всякого нормального человека внутри есть некий ограничитель, контролирующий его боевые навыки. Ну нельзя просто так на тренировке бить со всей силы, будто перед вами мастер Йода или Император Палпатин (в зависимости от вашей ориентации). Поэтому удар идет далеко не на максимальной скорости, не во все зоны поражения и т.д. Поэтому человек, у которого отсутствует блок «неубивания по жизни» другого человека, получит на начальном этапе значительное преимущество. Такой «боец» впадает в своего рода «боевое бешенство» и уже не контролирует себя. Скорость и сила ударов значительно увеличиваются, боец не защищается, а наносит встречный удар. Такое явление можно наблюдать и в выкриках во время боя, бешеных взмахах и вращениях меча над головой с громким криком «Аааа!», грызении края щита и т.д. Такие методы «обучения» действительно применялись исторически, когда не было времени на нормальную подготовку бойца. Действительно, намного легче научиться бить сильнее и быстрее, чем в течение нескольких лет оттачивать технику и приемы. Распознать таких людей можно довольно легко по фразе «не нравится, что я сильно бью – надевай доспехи». Сам неоднократно наблюдал, как этот пещерный метод обучения некоторые неответственные товарищи переносят в современность, вручая человеку, пришедшему на тренировку первый раз, меч и щит, и отправляя биться в стенку. Обычно даже через несколько лет такой человек не знает и простейших блоков. Он-то привык отпрыгивать и делать встречный удар. Ну да Эру с ним.

Итак, после тренировок на «сильнее и быстрее» у новичка против себе подобного уже что-то получается. И когда его олух-противник отползает в сторону на отбитых ногах, на сердце «бойцу» падает теплая капелька удовольствия. Но вскоре начинаются проблемы.

Силу и скорость удара нельзя увеличивать бесконечно. А так как техники у такого человека все еще нет, а побеждать себе подобных он уже привык, у него начинается своеобразный кризис.

Тут нужно еще рассмотреть такое явление, как «коронный удар», в просторечии – «коронка». Такой удар (или серия, или прием, без разницы) есть у каждого человека. Как правило, им называют простейший для человека способ победы над противником. Коронки часто находятся интуитивно, их знание приходит либо с опытом (чаще), либо от другого человека (тренера, учителя…).

Как только «боец», «обучающийся» по такой «системе» находит свою первую настоящую коронку, он начинает ей активно пользоваться на тренировках. И попадает при этом в ловушку, сосредотачиваясь на выполнении любимого удара. Исторически такой метод себя мог оправдать – мертвый противник уже никому не расскажет, каким именно ударом вы его убили. Иное дело тренировки. Коронка больше нескольких раз на умном противнике не сработает.

Бой – это творчество. Стремящийся использовать один хорошо поставленный удар для убийства всех и вся подобен музыканту, умеющему играть только «В траве сидел кузнечик» и на этом основании утверждающему, что он лучший. Ведь он лучше всех играет эту пьесу, верно? Стремясь победить, «боец» неуклонно будет уменьшать арсенал своих приемов, выкидывая из него «неэффективные» и оставляя сплошные «коронки». В результате у такого человека остается 2-3 удара, наносимых с максимальной скоростью, которые приводят пропустивших их людей в бессознательное состояние. Тут еще нельзя забывать про возможный болевой шок. И вечная отговорка – доспехи, доспехи, 3 миллиметра, 5 миллиметров, танк Т-95…

Боясь проиграть, такой «боец» даже на тренировках опасается изучать новые приемы, не будучи уверенным в том, что они принесут ему победу. Зачем? Лучше я уж своими старыми «повоюю». Саму тренировку он принимает только как абсолютное, 100%-ное рубилово. Все остальное – тупейшая школьная физуха, бои с тенью и прочий маразм. Победы, которые ему случается одерживать, лишь укрепляют его в уверенности, что его метод «реального боя» на победу единственно верный. Спустя пару лет у человека начисто пропадает способность к обучению, наступает своеобразная стагнация.

Люди, которые нашли в себе силы отказаться от литров адреналина, получаемых кровью при таких оголтелых мочиловах, уходят в другие клубы. «Старичков», опытных бойцов в окружении такого «тренера» не остается. Приходят одни новички, на фоне которых человек, даже 20 лет просто махавший палкой, смотрится этаким Конаном.

Почему, по моему мнению, в поединках не следует стремится к победе? Для начала, читайте Кодекс. Не стремиться к победе – не значит поддаваться. В поединках на тренировках следует использовать наименее отработанные удары и блоки. Отложите в сторону отработанные до совершенства «коронки». Мы же стремимся, я надеюсь, к совершенствованию техники? Попробуйте уйти в глухую защиту. Не контратакуйте. Сколько секунд вы продержитесь? Для примера, пропуская удар, боец, стремящийся победить, начнет искать причину в оружии, а не в себе. Не получается с одним мечом – возьмет 2, не получается с двумя – возьмет двухклинковый… А то и щит догадается принести, скафандр там, сто хитов… Короче говоря, такой человек будет искать оружие «под себя» вместо тренировки с определенным. Скажем, световой щит придумает или хлыст. И продолжит называть все это саберфайтингом, разумеется (грустно).

Как только вы проиграете всеми возможными способами, вы станете непобедимым. Используя в бою не получающиеся у вас удары, вы улучшаете свою технику атаки. Используя в бою не получающиеся у вас блоки, вы улучшаете свою технику защиты.

Вспомните классическую шпажную школу. Первые полгода вообще оружие в руки в спортивных школах СССР не давали. И делали Олимпийских чемпионов. Поставьте фехтовальщика с 3-хлетним стажем и 2-м взрослым разрядом против ролевика с 5-тилетним опытам махалова на мечах… Как вы думаете, что будет?

И поединки в серьезных школах довольно редкое явление. Простейшая связка из 3-х ударов с передвижением отрабатывается годами. Мастер Кен-до продолжает выполнять простейшие на вид упражнения с мечом в течение всей жизни. Победа или поражение – все едино. Смысл жизни – сам поединок, а не его исход.

Еще Сунь-цзы писал: не стремитесь к победе. Стремитесь к отсутствию поражения. Любой поединок нужно воспринимать как возможность улучшения себя, своих навыков. Победа не дает ничего, кроме самоуверенности. Поражение дает пищу для анализа и размышлений. Любой начавшийся бой с вашим участием – это уже ваше поражение.

Danvelur

© Западно-Сибирская Академия Джедай (2005)
Hosted by uCoz