Самосовершенствование Джедая не заканчивается никогда. И лишь наивный может полагать, что осознав значение пяти правил и достигнув высот в восьми основах, он истинно достиг мастерства. Эмоции могут быть под контролем, разум полон знаний, а действия спокойны, расчетливы и ведомы Силой. Однако Джедай должен понимать, что его знания и навыки могут быть в один миг разрушены невидимым противником – им самим. Выявлять внутренние пороки своей личности и побеждать их – есть самодисциплина, и это обязанность каждого Джедая.
Мастера Джедаи выявили девять основных недостатков, частых среди Джедаев, преодолеть которые необходимо, чтобы преодолеть Тьму внутри себя. Это те опасности, которые преследуют Джедая повсюду, поскольку заключаются в нем самом.
Сила заключена в каждом живом существе. Но лишь в значительной мере одаренные ею с рождения существа обретают шанс стать Рыцарями Джедай. Этот шанс невелик и становится все меньше по мере продвижения ученика по этапам обучения. И зачастую, по окончании обучения, все это приводит молодого Джедая к осознанию собственной исключительности и уникальности, ставящей его над теми, кто не обладает способностью владеть Силой.
Высокомерие, к сожалению, частый порок среди Джедаев. И хотя в действительности, их возможности зачастую намного превосходят возможности других людей, это не ставит Джедаев выше них. Всякая жизнь бесценна и не может быть важнее другой жизни. Джедай, не сознающий это, делает первые шаги по Темному пути.
Джедаи отличаются от обычных людей, но сам по себе доступ к Силе не делает их лучше других существ. Джедай является Джедаем лишь потому, что кто-то взял на себя труд обучить его. Рыцарь Джедай является Рыцарем лишь потому, что его Учитель понял, что больше ничему не сможет обучить своего ученика. Мастер Джедай является Мастером лишь благодаря тому, что он отказался от чувства собственной ценности и слился с волей Силы. Мастер Дуку говорил: «То, что другие признаны, не является гарантией. Как и любого другого человека, Джедая признают или не признают, исходя из его личного поведения. Джедай, который считает, что он важнее других, лишь показывает, что его мнение стоит игнорировать».
Борясь с собственным высокомерием, и учась относиться с уважением к людям, не владеющим Силой, Джедай может неосознанно сохранить в себе этот порок, но уже в другой форме, в форме самонадеянности. Джедай, зачастую превосходит большинство людей по уровню знаний, возможностям, пониманию сущности Вселенной, происходящей из уникальных возможностей Джедая взаимодействовать с Силой. Такое преимущество безусловно, но оно явно имеет свои границы, о которых некоторым Джедаям свойственно забывать.
Джедай должен трезво представлять собственные возможности, примеряя их к каждой конкретной ситуации. И главное при этой оценке и дальнейшем выборе действий соблюдать важный баланс. Так, переоценивая свои возможности, Джедай однажды непременно потерпит неудачу. Такая неудача хоть и преподносит Джедаю важный урок – порой может иметь слишком высокую цену, а потому следует помнить о пределах собственных возможностей. В то же время, излишняя осторожность также делает действия Джедая неэффективными. Такой Джедай никогда не раскроет свой истинный потенциал, и также будет часто терпеть неудачи, зачастую просто отступая.
Многие юные Джедаи во время изучения возможностей Силы приходят к выводу, что они могут совершить что угодно. Они берутся за дела слишком большие для них, не осознавая, что Сила действительно безгранична лишь для тех, кто обладает безграничным пониманием. Многие Джедаи погибли из-за того, что переоценивали свои возможности управления Силой.
Мастер Водо Сайск-Баас в разговоре со своим учеником Экзар Куном говорил следующее: «Мышление самонадеянного человека несет в себе изъяны, так как такой человек не принимает в расчет все возможности. Он, возможно, понял суть задачи, качество поддержки, которую ему окажут, варианты успеха, и даже оставил место для незапланированных событий, но он не смог верно оценить свои собственные способности. Он запланировал лишь успех, потому что решил, что поражения быть не может. Джедай всегда должен быть готов к неудаче».
Зачастую, после нескольких неудач Джедай теряет веру в свои возможности. И самонадеянность сменяет излишняя осторожность. Такая осторожность будет снова и снова приводить к поражениям, пока Джедай не осознает, что верой в собственные возможности он сам устанавливает свой предел. Сила Джедая – это сила Вселенной! И она будет сопровождать его настолько, насколько он ей позволит. А возможностям Силы нет предела.
Но не возвращает ли это Джедая к прежней самонадеянности, к вере в собственное всемогущество? Ответ – нет. И решение также просто. Великая Сила укажет Джедаю, когда он способен решить ту или иную задачу, а когда необходимо отступить. Доверие Силе и вера в собственные возможности и обеспечивают Джедаю тот самый необходимый баланс. Баланс между двумя крайностями: самонадеянностью и излишней осторожностью, приводящей к поражениям. Джедай должен вначале продумать всё для успеха, и лишь затем учесть возможное поражение. Джедай, который думает в первую очередь о неудаче, собирается проиграть. Джедай, который рассматривает каждую задачу через призму вероятной неудачи, склонен приложить к попытке достижения успеха абсолютно минимальные усилия просто для того, чтобы сказать, что он пытался. Мастер Йода однажды сказал Люку Скайуокеру: «Не пробуй. Делай или не делай. Никаких «попробую».
Джедай должен быть готов принять поражение, если цена победы выше цены поражения. Мастер Рикпа Де, который преподавал базовые навыки владения световым мечом в храме на Корусканте, когда Йода был еще Рыцарем Джедаем, говорил своим ученикам: «Не рассматривайте дуэль на световых мечах, как выбор между выигрышем и проигрышем. У каждой дуэли может быть много, много вариантов финала. Когда вы концентрируетесь на выигрыше любой ценой (как в дуэли на световых мечах, так и в остальном в жизни), вы пятнаете собственную победу. Победа становится хуже поражения. Лучше честно проиграть, чем грязно выиграть. Закончить дуэль мирно всегда лучше, чем выиграть или проиграть».
Упорство и целеустремленность – это хорошо. Именно к этому призывал Мастер Йода, когда желал, чтобы его ученики добивались нужного результата. Проблема в том, что иногда стремление добиться результата затмевает собой все остальное, и Джедай уже не осознает, для чего собственно этот результат нужен. То, для чего нужен результат – и есть цель, а не сам результат, о чем не всегда помнят. Упорство в достижении цели без осознания этой цели ничто иное как упрямство, а это уже совсем не добродетель для Джедая.
Цель не может оправдывать средства. Джедай всегда должен здраво осознавать значение своих действий и стремиться предвидеть последствия, к которым его действия могут привести; он должен быть верен своим принципам, следовать Кодексу и доверять воле Силы, которая поможет понять, когда результат будет достигнут или перестанет быть актуальным.
Эмоции, невежество, страсть и хаос – главные преграды на пути Джедая. Пять правил учат бороться с ними, но зачастую, они берут верх, становясь причиной безрассудства – поведения, идущего вразрез с логикой и велениями Силы. Последствия очевидны, и становятся лишь очередными доводами в пользу весомости Пяти правил Кодекса. Восстановив в душе покой и гармонию, получив необходимые знания, и обретя наконец ясность, Джедай наконец может истинно интерпретировать волю Силы.
Оставаясь верным Кодексу, Джедай может стать великолепным стратегом, ясно видя нужные моменты для действия и сами действия. Являясь при этом еще и исполнителем этих действий, Джедай становится истинным союзником Силы: получая от нее большие возможности, он исполняет с их же помощью волю Силы. Безрассудство делает невозможным такой союз. Джедай, не учитывающий волю Силы, использующий ее возможности, не отдавая при этом ничего взамен, превращает Силу лишь в инструмент, такой, каким ее считают последователи Темной стороны.
Многие Джедаи, в особенности – молодые, всегда готовы зажечь свои световые мечи и броситься в бой, либо без нужды воспользоваться Силой для того, чтобы передвинуть тяжелый предмет, либо обмануть разум тех, кто не обладает сильной волей. Таким Джедаям не хватает самообладания. Они видят цель и идут к ней, не замечая скрытых опасностей и пренебрегая другими вариантами. Мастер Вива говорил своему первому ученику: «Научись понимать, когда именно скорость неважна. Разгоняйся, когда скорость имеет значение, во всё остальное время двигайся со своим темпом. Нет нужды всегда наносить удар первым, первым предоставлять решение или достигать цели до того, как это сделает кто-то еще. На самом деле, иногда жизненно важно нанести последний удар, дать завершающий ответ или прибыть после всех остальных».
Сила – это дар. И хотя возможности ее неисчерпаемы, следует с большой осторожностью и ответственностью относиться к этому дару. Ученики Джедаи постигая искусство направлять Силу, подолгу тренируются перемещать с ее помощью предметы, воздействовать на разумы существ, медитировать и в результате приобретают представление о Силе, как о чем-то обычном в своей жизни. Однако Джедай должен помнить, что использование Силы должно быть обдуманным и разумным. Там где возможно без труда обойтись без помощи Силы – она не должна быть применена. Всякое обращение к Силе должно преследовать собой конкретную необходимую цель. Использование ее ради праздного любопытства или простоты действия – ошибочно.
При этом важно, чтобы такое напоминание не мешало взаимодействию Джедая с Силой, когда это действительно необходимо. Молодым Джедаям требуется некоторое время, чтобы установить связь с Силой. Рыцари делают это практически мгновенно. Мастера Джедаи же, зачастую постоянно находятся в контакте с Силой, даже в спокойное время и это позволяет им замечать даже самые незначительные волнения, которые остаются укрытыми от ведения менее искушенных в вопросах Силы Джедаев.
Джедаю не следует вникать в чужие дела сверх меры. Все существа ценят уединение, а вторжение в их частные вопросы достаточно четко говорит о том, что для Джедая его любопытство важнее их права на частную жизнь. Использование Силы для аккуратного раскрывания чужих секретов может быть необходимо, но ни в коем случае не должно становиться постоянной практикой, так как это вызовет недоверие ко всем Джедаям. Мастер Одан-Урр говорил: «Используйте Силу для того, чтобы исполнять волю Силы, а не для того, чтобы удовлетворять собственное любопытство».
Джедай никогда не нападает первым. Это один из ведущих принципов. Однако при всей своей кажущейся простоте, и он может быть истолкован неверно.
Истинно то, что Джедаи не проявляют агрессию первыми. Но они вправе осуждать действия других, и Республикой наделены полномочиями, позволяющими им контролировать законность тех или иных действий. Они часто используются как элитные отряды при выполнении особо сложных боевых действий. И потому Джедай может вступить в бой в ответ на агрессию, которая не была направлена конкретно на него. Фактически, проявление внешней агрессии уже может послужить поводом для активных действий Джедая. Хотя, разумеется, Джедай должен быть уверен, что применение силы наиболее подходящее решение в конкретной ситуации, и должен учитывать степень реальной угрозы в ситуациях, когда противник не представляет серьезной угрозы, и хотя и проявляет агрессию, не является достойной целью для атаки и может быть нейтрализован более гуманными способами.
В ответ на агрессию Джедай защищается. И, начиная бой, он должен ясно осознавать очень важную вещь! Джедай ведет бой не ради победы, а ради прекращения боя. Поражение противника в бою – лишь один из многих вариантов закончить бой, и далеко не самый лучший. Даже если противник не убит, но потерпел поражение – он, вероятно, остался на своих прежних моральных позициях. Когда Джедай убеждает противника не начинать бой или прекратить его, Джедай не просто пресекает агрессию, а в корне ее изменяет.
Мастер Йода часто говорил своим ученикам: «Джедай использует Силу для познания и защиты, не для нападения». Джедаи, особенно те, что еще проходят обучение, зачастую путают понятия атаки, защиты и агрессии. Джедай может атаковать без агрессии, особенно если он действует, избегая безрассудства, ненависти и гнева. Джедай может даже убить обороняясь, особенно если противник не оставляет другого выбора. Тем не менее, подобное не должно происходить чаще, чем необходимо. Чтобы справиться с агрессией даже во время боя, Джедай должен рассмотреть все имеющиеся варианты (включая капитуляцию) до того, как он решится войти в смертельный для противника контакт. Джедай, слишком часто прибегающий к своим смертельным возможностям, движется к темной стороне.
Внешняя лояльность – есть лояльность к окружающим Джедая людям. И хотя Джедай должен помогать другим и защищать их, зачастую ему приходится делать выбор, как поступить. Этот выбор порой может быть нелегким, но он очевиден. Джедай остается на своем пути. Он поступит так как считает нужным, правильным, так как подскажет ему Сила, Мастер, Совет. Все прочие пути – вторичны.
После битвы при Руусане Мастер Оше Трит сказал: «Джедай является Джедаем в первую очередь. Разделение внимания Джедая между волей Силы и волей остальных ведет к катастрофе». Джедаю следует исключать внешние привязанности из своей жизни. Именно поэтому Орден Джедай забирает к себе учеников тогда, когда они еще не успели сформировать стойкие связи с внешним миром, и запрещает в дальнейшем им создавать подобные связи. Джедай не может жениться без специального разрешения Ордена Джедай. Джедай не имеет права принять политический титул или дар, который не требуется для выполнения его миссии. Джедай должен быть верен Силе, Ордену Джедай, Республике и себе. Именно в таком порядке.
Большинство Джедаев с детства живут и обучаются в Храме. И потому сама обстановка и образ жизни приучают их брать себе лишь самое необходимое, без сожаления отказываясь от всего лишнего. Обычному же человеку, привыкшему к тому или иному уровню роскоши может быть очень сложно перестроить себя для новой обстановки и отказаться от всего, что у него было. Это одна из причин, почему Орден редко позволяет обучать Джедаев старше нескольких лет.
Орден Джедаев щедро финансируется Республикой, и потому Джедаи имеют все необходимое. Что довольно просто, поскольку отдельный Джедай требует совсем немного. И причина этого понятна. Джедаи посвящают свои жизни постижению тайн Силы, все свободное время отдавая тренировкам и обучению учеников. Содержание собственного жилья, роскошь, развлечения – все это не запрещено, но лишь впустую тратит время Джедая, отдаляя его от чистоты сознания и ясности понимания воли Силы.
У Джедай очень мало личных вещей. Дело не только в том, что наличие собственности может отвлекать от изучения Силы: когда Джедай становится Рыцарем Джедай, его миссии могут увести его очень далеко, а собственность может стать обузой. Вследствие этого мало кто из Джедаев владеет чем-то большим, чем то, что можно унести с собой. Словами Мастера Кагоро: «Я ношу свою робу, и мне тепло; я ношу свой световой меч, и я в безопасности; и у меня есть достаточно кредитов для следующей еды, чтобы я не остался голоден. Если Сила пожелает, чтобы у меня было больше чего-то, она найдет способ сообщить мне об этом».